Повышение эффективности тренинга >>> Возможности кризиса
Автор - Оксана Семёнова, руководитель
Центра Бизнес Образования ARTS
Недаром философы говорят о том, что в любой вещи есть две стороны «хорошая» и «плохая», черное и белое, позитивное и негативное. Убеждаюсь в этом на примере конкретной истории обучения, начавшейся в благополучные времена и получившей неожиданный поворот в период экономического спада. Главное – не упускать возможности.
Последний квартал 2008 года для многих украинских компаний стал довольно сложным. Пришлось вносить ряд изменений в стратегии развития бизнеса, связанные с изменением внешних экономических условий. Сокращение затрат коснулось всех направлений деятельности предприятий. Не обошло оно стороной и сферу управления персоналом. Многие компании были вынуждены для уменьшений затрат на фонд заработной платы сократить штат своего персонала.
Первые шаги сделаны, расходы сокращены. Но ведь компанию интересует прибыль. А она, как известно из простой формулы, состоит из доходов и расходов. Если доходы уменьшатся пропорционально расходам, то логики в этих шагах никакой и не было. Значит, сейчас компаниям необходимо затормозить снижение доходов. Вывод напрашивается сам собой: нужно повысить производительность оставшегося персонала. И здесь кризис нам в помогает. Наши сотрудники живут не в вакууме и они знают о глобальных сокращениях персонала по всей стране, и готовы прикладывать большие усилия, чтобы удержаться на своих рабочих местах.
Хочу привести пример из жизни, который подтверждает мои выводы. У Центра Бизнес Образования ARTS есть один клиент, имя которого по понятным причинам я называть не буду. Назовем его компания А. Работает А в дистрибуции продуктов питания. Эту сферу экономики кризис пока коснулся мало и А торговый персонал не сокращала, хотя бонусы вынуждены был урезать.
Руководство компании А – люди очень вменяемые, бизнес строили собственным трудом и потом. Бросать деньги на ветер позволить себе не могли и раньше. Поэтому, когда мы с ними разрабатывали учебную программу для отдела продаж в мае 2008 года, главный вопрос, который стоял: как обучение повлияет на объем продаж? Понятно, что проведение обучения должно повысить профессионализм торговой команды, следовательно, они должны продавать больше и показатели продаж должны вырасти. Но в реальной жизни к этой простой логической цепочке добавляется очень много веточек: это и сезонность спроса на товар, и наличие продукции на складе, и активность конкурентов в отчетном периоде. Поэтому мы решили остановиться на первой связи. В результате тренинга должен повыситься профессионализм торговых представителей, который замерялся до программы обучения и после. Поэтому совместно с директором по продажам компании А мы разработали план обучения на тренинге и посттренинговую работу. Собственно эта посттренинговая работа и была самым важным звеном в получении реального результата – изменение поведения торговых представителей при общении с покупателями. Ведь 2 дня тренинга могут только показать новые модели поведения и их влияние на результативность торгового визита, а вот изменение поведения торговых представителей требует ни одного дня кропотливой работы над собой.
С тренинга торговая команда уходила воодушевленная новыми идеями. Через 2 дня директор по продажам А позвонил мне и с восторгом рассказал, что некоторые торговые уже начали использовать вновь приобретенные знания «в полях» и один даже уже смог «уломать» клиента, с которым до этого почти 4 месяца велись неплодотворные переговоры. Я порадовалась вместе с ним, но мой слух резанули слова «некоторые» и «один». В тренинге участвовало 12 человек! А что делают остальные? Как они проходят посттренинговое обучение? - эти вопросы я задала своему партнеру. «Будем, обязательно будем работать» - услышала я в ответ. Мы еще раз проговорили, как важно, чтобы торговые представители действительно отработали на практике новые методы работы. Тем более это важно контролировать в компании А, у которой нет достаточного штата собственных опытных продажников, которые смогли бы с каждым торговым закрепить навыки в полях.
К сожалению, на тот момент мои опасения подтвердились. Через неделю энтузиазм от тренинга стал угасать под натиском ежедневной рутины, а сами участники вернулись к привычным, легким в исполнении моделям поведения. Но, что интересно, продажи выросли. Признаюсь честно, мне кажется это не сильно было связано с пройденным обучением, но руководство компании А восприняло это как добрый знак и заказало следующий учебный модуль. Здесь при подготовке тренинга я еще больше внимания уделила важности отработки полученных во время тренинга знаний и умений каждым из участников обучения. Мы совместно с директором по продажам А составили жесткий план посттренинговой работы с каждым из будущих участников обучения. И решили ознакомить с ним торговых представителей, чтобы подготовить к будущей серьезной работе над собой. Надо сказать, что на второй модуль, как и на первый большинство из них собирались с радостью. Хоть и проходило обучение в выходные дни, но местом проведения была выбрана отличная турбаза, вечера у них традиционно проходили за богато накрытыми столами, да и теплая погода благоприятствовала хорошему настроению. После того, как ребятам объяснили, что от них потребуется интенсивная работа не только на тренинге, но и после него, многие стали роптать. Общее мнение коллектива выглядело приблизительно так: «Че вы нас нагружаете, мы и так планы выполняем», «Хватит того, что мы 2 выходных на тренинг убиваем, так мы еще и в рабочее время с этим должны напрягаться». А после попытки руководителя приструнить самых активных «борцов за справедливость» наступила кульминация – торговые начали выкрикивать, что если не нравится, как они работают, то ЧП «Пупкин» с радостью примет их в свои объятия, при чем с большей зарплатой и бонусами. Я тогда отказалась проводить в компании А этот тренинг. Кстати, мы тогда успешно провели у них обучения для руководителей. Менеджеры очень четко поняли для себя выгоду от применений новых знаний и умений. Покорпели, конечно, после тренинга над построением бизнес- процессов (тренинг был посвящен построению бизнес- процессов в компании), но результаты получились отличные. Цели, поставленные на тренинг, были выполнены на 100%. А к обучению торговых решили вернуться позже. «Когда сможем им предложить действительно конкурентные условия оплаты» - как сказал директор по продажам. И как в воду глядел. В ноябре 2008 года ситуация резко изменилась. Нет, компания А не стала платить больше денег своим торговым, наоборот с октября она сократила постоянную часть и предложила своему торговому отделу поддерживать желаемый уровень дохода за счет процента от продаж. А в условиях ужесточившейся конкуренции делать эти самые продажи стало совсем нелегко.
Торговые опять повозмущались, но уже никто не говорил о том, что собирается к Пупкину. А ближе к концу месяца, когда торговые поняли, что привычный уровень дохода они не получат, начали задумываться о том, что же нужно сделать, чтобы все- таки выполнять планы по продажам. А здесь еще и руководство подлило масла в огонь, сообщив о том, что после новогодних праздников будет произведено сокращение штата отдела продаж на 10%. Осуществляться он будет путем определения в рейтинге продаж аутсайдеров.
Настроение торговой команды резко поменялось – и они сами попросили у руководства тренинг по продажам! Вспомнили и предыдущий майский опыт. Кстати, тот самый торговый, который был «один» после майского тренинга в рейтинге из «молодых» перешел в тройку самых лучших продажников, и говорил о том, что тренинг ему очень помог в этом.
Модуль по продажам у нас состоялся в начале декабря. В сравнении с маем, группа была более молчаливая и зажатая. У меня первый раз в жизни в какой– то момент создалось ощущение, что наверное такая атмосфера царит в лагере подготовки террористов- смертников. Никто не вспоминает про перерывы, не бросает шуточки не в тему, даже фрагмент комедийного фильма, который я использовала для проведения практической работы, смотрели молча, а разбирали строго и по деловому. Зато после тренинга! Прошло почти 2 недели после обучения, а 2-3 раза в день участники тренинга продолжают звонить и писать по электронке вопросы, просят советы, рассказывают о своих достижениях. И радости в их голосах больше, и энергия чувствуется. Причем работают все!
Я наконец- то вздохнула с облегчением. Вот что кризис с народом делает. Может быть это и жестоко, но страх оказался сильнее желания развиваться. По крайней мере, в компании А. А как у Вас?
Может, стоит ловить момент и учить оставшийся персонал сейчас, когда участники максимально настроены на получение результата, чтобы повысившаяся эффективность сотрудников смогла перекрыть влияние кризиса на финансовую сторону Вашего бизнеса?
|
Каждая статья является личным мнением автора. Если вы хотите высказать своё мнение - пожалуйста, оставьте свои комментарии.
Оставить свой комментарий
Страница :
|
|