Vadim Zhuk's photos
 

Повышение эффективности тренинга >>> Перед заказом тренинга

Тренинг, как это ни обидно, далеко не панацея от всех бед. Иногда он не только не приносит пользу, но даже вредит.

Пример 1: Тренинг по развитию управленческих навыков для линейных менеджеров. Основной вывод после тренинга: руководство меня не ценит и не понимает, и руководит мной не правильно. Накапливается недовольство, авторитет руководства падает, что негативно отражается на результате работы всей команды.

Пример 2: Директор дистрибьюторской компании, рассказывала, как к ней пришла наниматься <команда> из пяти человек торговых представителей вместе с супервайзером. Им важно было, чтобы взяли всех. У предыдущего работодателя они недавно участвовали в тренинге по командообразованию. Результат тренинга - команда дружно ушла всем составом. Тренинг удался, но не думаю, что заказчик радовался этому.

Итак, рассмотрим этап предварительный - ещё только появилась идея - а не заказать ли нам тренинг? Что нужно сделать на этом этапе, чтобы потом не жалеть, что эта идея появилась вообще.


Первое. Уже банальное, но при этом не утратившее актуальности. Начинаем с постановки цели. Чего хотим достичь и зачем нам это надо.
Далее анализируем, почему у нас до сих пор не так, как хотелось. Выискиваем причину, её корень. Именно корень, а не поверхностные проявления.

Пример: В одной компании резко снизились продажи. Заказали тренинг по обучению навыкам эффективных продаж. В процессе тренинга, выяснилась истинная причина - отдел продаж всем составом выживал нового начальника.

Необходимо чётко и максимально конкретно определиться, чего будущим участникам не хватает, что они должны взять из тренинга. Рассмотрим основные причины, почему человек может работать плохо: не умеет, не хочет и не может.

Не может - по каким-то психофизиологическим причинам он не может выполнять данную работу (встречается реже), или данная система организации труда не позволяет работать хорошо.

В одной мега крупной корпорации, известной мне не понаслышке, процветала бюрократия. Менеджерам каждый день приходилось разбивать головы о бумажную стену.
Один из примеров: каждый месяц нужно оплатить полки в супермаркете, для этого надо собрать пятнадцать подписей. Задача сложная, учитывая занятость и постоянные командировки лиц, визирующих документы.
Итог - большие просрочки с оплатами, в связи с этим сети неохотно соглашались сотрудничать с данной корпорацией. Естественно, что тренинг по ведению переговоров в данном случае помог мало.


Давайте подумаем, к чему приведёт тренинг в таком случае.
Человек понимает, как нужно сделать правильно, но при этом не может воплотить это в жизнь. В результате получаем попусту выкинутые на тренинг деньги, и, что ещё хуже, демотивируем сотрудников и куём кадры для конкурентов.

Не хочет - по моим наблюдениям, наиболее частая причина плохой работы. Человек не считает нужным выкладываться на этой работе. Иногда это бывает, если заработная плата ниже среднего по данной специальности в регионе, или на прямую не зависит от результата, так же если есть "потолок", выше которого не прыгнешь.

Конечно, далеко не всё зависит от заработка, важны личные отношения, заинтересованность в содержании работы и всё то, что называется нематериальной мотивацией. Хочется отметить, что нематериальная мотивация даёт отличные результаты только в случае, если материальная мотивация на должном уровне.

:) Бизнесмен жалуется консультанту:
- Не знаю, что уже делать. Провёл дорогостоящее исследование, специалисты разработали для каждого сотрудника и для команды в целом систему нематериальной мотивации. Каждый понедельник баскетбол, раз в месяц день Именинника, одному грамоту выдал, другому поручил ответственное задание, третьего в гости пригласил и т.д. Ничего не помогает, не хотят работать.
- А зарплату платить не пробовали? :)


В этом случае, когда нужно повысить стремление участников работать, тренинг может помочь, если тренеру было оговорена эта задача. Мы можем настроить участников на активное достижение целей, изменить отношение к трудностям работы, научить самостоятельно находить мотивирующие факторы и тому подобное. Если нет явного недовольства работой, это даёт отличные результаты.

Если недовольство есть активные участники, и, как правило, лучшие сотрудники, начинают просматривать сайты трудоустройства - достигать своих целей, увы, без компании.

Следующая причина - не умеет или не знает как, это разные причины.

Бывает, что человек знает теоретически, как нужно делать, а на практике знания не может применить. Тренинг может пополнить запас теоретических знаний, показать и дать попробовать применить знания в ролевых играх и практических заданиях.


Теперь рассмотрим, какие цели может преследовать проведение корпоративного тренинга:

- пополнение знаний и умений;

- решение задач, стоящих перед компанией или постановка новых;

- выявление проблемных мест в организации - диагностика;

- мотивация и повышение лояльности сотрудников;

- сплочение коллектива;

- выход из конфликта;

- оценка персонала;

- хорошо организованный отдых;

- тренинг, как награда;

- показать, что компания не хуже других - <И мы тренинги проводим>;

- расходовать средства бюджета, выделенные на обучение, иначе в следующем году дадут меньше;

- и др.

Я специально не указала такую цель, как повышение результата работы в количественных и финансовых показателях. Эта цель достигается за счёт вышеперечисленных целей, и кроме тренинга, обычно требует дополнительных мероприятий.

Как видите, целей много, и они разнообразны. Обычно тренинг помогает достичь несколько целей одновременно. При этом на предварительном этапе важно определить основную цель, наиболее приоритетную для компании в данный момент времени.

Это важно для правильного выбора темы тренинга и тренера. Я бы рекомендовала не ставить перед тренером много задач, не более 3-х, чтобы не было распыления. Везде чуть-чуть, а в итоге - ничего.
Чем чётче будут сформулированы задачи и ожидаемый результат, тем больше вероятность его достичь.


Трегубенко Елена

Каждая статья является личным мнением автора. Если вы хотите высказать своё мнение - пожалуйста, оставьте свои комментарии.


Оставить свой комментарий
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Введите контрольное число:      

 Дудко Альбина (26-04-2007)
Как было бы хорошо, если бы эта информация была у каждого Потенциального Заказчика перед глазами всегда! Иногда сталкиваешься с полным непониманием, для какой цели тренинг.

Страница :   1